28.02.2013 Диссертаций много не бывает?
15.01.2013 Минобразования РФ признало эффективным только один чувашский вуз
14.01.2013 Что изменится после вступления в силу нового закона об образовании?
14.01.2013 Тренды в образовательной среде (памятка для вуза)
|
|
23.02.2013
В армию на каникулы
Новый порядок военной службы студентов, обучающихся на военной кафедре, предложила рассмотреть министерству обороны РФ группа ректоров российских вузов. Как сообщил "Ведомостям" один из руководителей МГТУ им.Баумана, суть идеи состоит в том, чтобы для студентов вузов, обучающихся на военных кафедрах, ввести срочную службу в армии сроком на девять месяцев непосредственно в частях по три месяца в год – во время летних каникул. Еще три месяца, которых недостает до принятого сейчас годичного срока службы, предлагается засчитывать в счет обучения этих студентов на военной кафедре.
Ну а чтобы студенты совсем не остались без каникул, срок обучения бакалавра могут увеличить с нынешних 4 лет до 4,5.
Авторы идеи предлагают служить таким студентам рядом с домом в частях, где эксплуатируется техника по специальности их обучения. К примеру, будущие конструкторы гусеничных машин будут служить в танковых частях, а будущие авиаинженеры – в авиационных частях.
Нечто подобное недавно предлагал и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Правда, его идея касалась призывников, работающих на предприятиях, производящих оружие и боевую технику.
"Поручил министерству обороны проработать вопрос о возможности прохождения воинской службы по призыву выпускников образовательных учреждений, поступивших на работу в организации ОПК, деятельность которых связана с созданием (производством) образцов вооружения, военной и специальной техники, в воинских частях, которые эксплуатируют эти образцы вооружения, военной и специальной техники", – писал он в своем твиттере в конце января.
По его словам, военно-промышленная комиссия при правительстве РФ ждет доклад Минобороны по этому вопросу до конца первого квартала этого года. Рогозин считает, что такой вариант прохождения службы "даст возможность молодому специалисту ОПК посмотреть на результаты своей работы "в деле" – глазами военных, увидеть возможные недостатки вооружения или техники, участие в создании которой он принимал, осмыслить пути их доработки и доводки "до ума".
"Это как бы станет практикой оборонщиков в войсках, "службой по специальности", а, значит, не отучит их от своего дела, а наоборот добавит мастерства и смысла", – уверен Рогозин.
Впрочем, идея замены летних каникул для студентов службой в Вооруженных силах также до конца еще не оформлена – пока все предложения носят предварительный характер, и сама конструкция может меняться. По словам источника "Ведомостей", близкого к руководству Минобрнауки, вначале может быть проведен эксперимент. К тому же, для реализации этого предложения потребуются изменить многие нормативные акты.
Как сообщил журналистам замминистра обороны РФ Николай Панков, военное ведомство также изучает это предложение. "Мы не отметаем с порога эти идеи. Мы внимательно их изучаем, мы будем работать с этими вузами и будем изыскивать всяческие возможности для реализации их предложений", – заявил Панков.
Он отметил, что Минобороны "очень уважительно и очень внимательно относится к этим предложениям".
В свою очередь, глава думского комитета по обороне Владимир Комоедов считает, что инициативу по прохождению службы студентами военных кафедр в летний период необходимо хорошо проанализировать и обсудить с заинтересованными сторонами. "Надо сесть за стол переговоров и внимательно обговорить этот вопрос", – сказал он.
В то же время, по словам Комоедова, подобное предложение направлено на уменьшение срока службы студентов военных кафедр, поскольку три летних месяца в течение трех лет равны девяти месяцам службы, а не году службы, которые проходят военнослужащие по призыву.
"И здесь пытаются три месяца не дослужить. Даже если год стали служить, и то пытаются выгадать, чтобы три месяца не дослужить", – отметил он.
При этом, по его мнению, российской армии нужны военнослужащие, "не временно приходящие, а те, которые освоят специальность и будут готовы в горячее время ее использовать".
Отметим, что после сокращения военные кафедры и аналогичные им военные учебные центры остались примерно в 30 вузах, а обучаются на них всего несколько тысяч человек, которым по завершении обучения присваивается офицерское звание. При этом с 2009 года (тогда в ходе реформы начались сокращения офицеров) эти офицеры в армию служить не идут.
Кстати, премьер-министр России Дмитрий Медведев считает, что призыв в армию выпускников университетов, получивших военно-учетную специальность на военной кафедре, должен определяться потребностями Вооруженных сил. Такое мнение он высказал на встрече со студентами Сибирского федерального университета.
"Мы в любом случае армию свою меняем, она у нас становится более профессиональной и компактной, отсюда и вытекают все решения", – объяснил премьер.
"Если есть необходимость призывать – надо призывать, чтобы какое-то количество выпускников послужило лейтенантами. Может быть, кто-то останется и дальше служить в Вооруженных силах", – добавил премьер-министр.
При этом, по его словам, если нет необходимости в призыве, и офицерский состав полностью укомплектован профессиональными кадровыми военными, "тогда не надо призывать".
Медведев рассказал собравшимся студентам, что когда он заканчивал университет, то в его вузе тоже была военная кафедра, и всем присваивали воинские звания. "Я получил звание лейтенанта артиллерии, что на самом деле мой кругозор довольно существенно расширило, потому что законодательство военной службы, навыки в области военной юриспруденции (…) дали мне представление немножко о другой сфере жизни", – рассказал председатель правительства.
При этом он отметил, что "не уверен, что сейчас из юристов нужно делать артиллеристов, по-моему, их и не готовят, но, тем не менее, это были небесполезные знания".
Возвращаясь к новой идее, стоит отметить, что мнения по поводу целесообразности проведения подобного эксперимента разделились. Так, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов убежден, что, если эксперимент будет удачным, он позволит армии получить подготовленные резервы из числа образованных городских жителей, и нельзя исключать, что число военных кафедр в российских вузах и, соответственно, таких студентов-солдат увеличится.
Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова также считает, что эта идея может оказаться работоспособной, но встает вопрос, как студенты будут служить в течение этих трехмесячных сроков, и какие воинские части будут готовы их принять.
За инициативу, выдвинутую ректорами вузов, выступает и председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак. Свою точку зрения он обосновывает тем, что, по его мнению, тот человек, который учится на военной кафедре, получает офицерское звание, но ни дня в своей жизни не проводит в воинской части и не может считаться настоящим офицером.
Между тем в Российском студенческом союзе (РСС) против военной службы студентов на каникулах. "Предложение ректоров отправлять учащихся в военные части на три месяца пагубно скажется на их успеваемости, а в итоге – на профессиональной подготовке. В течение нескольких месяцев студента не смогут обучить военной специальности, но несение военной службы оторвет от учебных пособий и университетской скамьи", – заявил "Интерфаксу" глава РСС Артем Хромов.
По его мнению, идея ректоров нелогична: "Дело в том, что студенческие каникулы длятся месяц-полтора, а в остальное время учащиеся вузов обязаны посещать занятия, сдавать сессию и проходить обязательную производственную практику".
Он считает, что продление срока обучения на полгода не позволит решить проблему. При этом, отмечает собеседник агентства, "ради воплощения идеи неизвестных ректоров придется отменить экзамены и практику и ограничить программы международного обмена, когда студенты отправляются на стажировки в зарубежные вузы во время летних каникул".
"В нашей стране сильно упал престиж службы в армии, поэтому применяются попытки использования административного ресурса для привлечения молодежи в ряды военнослужащих", – считает Хромов.
Директор Центра исследования модернизационной активности Приволжского филиала института социологии РАН Александр Жмыриков также обращает внимание на то, что лишать студентов таким образом отдыха перед следующим семестром – это совершенно неправильный подход.
Тем более, отмечает Жмыриков, что тогда студенты будут находиться в неравных условиях, поскольку студенты-девушки будут летом отдыхать, а студенты-парни будут из семестра в семестр учиться: "Потом – трудиться, а потом снова учиться".
По его мнению, это вызовет резкий диссонанс в оценках в ходе семестра. И с точки зрения педагогической психологии это крайне неверный подход: "Различия в оценках резко скажутся, в каждой учебной группе возникнут гендерные конфликты – и этого ни в коем случае допускать нельзя".
Кроме того, считает Жмыриков, с точки зрения обороноспособности такой эксперимент "вряд ли это что-то прибавит в плюс".
"Потому что за три месяца, даже не за три, а за два, ведь один месяц идет летняя сессия в вузах, за два месяца научить чему-либо реально, научить с нуля невозможно. А потом через десять месяцев все навыки забываются, и придется учить чему-либо по новой", – отмечает он.
Такой же точки зрения придерживается и председатель Всероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков. Он считает, что от подобной службы не будет никакой практической пользы – в течение девяти месяцев студенты не будут заниматься каким-то конкретным делом, а будут только "валять дурака".
Олег Шведков настаивает на том, что если человек подлежит призыву, то он должен отслужить в течение положенного одного года: "Для того чтобы человека чему-то обучить, процесс должен быть непрерывным и постоянным. Он приедет, неделю будет осваиваться, неделю собираться, и, грубо говоря, два месяца заниматься каким-то конкретным делом".
Обозреватель Анастасия Николаева
по данным сайта http://www.interfax-russia.ru
Темы:
студенты
« к началу страницы
|